Вы здесь

Война телеграмов: “старожилы” ополчились на “мусорные каналы”

В белорусском сегменте Телеграма разразилась нешуточная война за подписчиков / shutterstock.com

В белорусском сегменте телеграма очередная битва за подписчиков и информационную гигиену. Блогер Антон Мотолько опубликовал в своём тг-канале “МотолькоПомоги” призыв отписаться от каналов, которые не брезгуют репостами из пропагандистских ресурсов. Мол, в России коммерческие каналы уже вовсю начали хвалить полицию и очернять протестующих. Зачем ждать, когда так же беспринципно поведут себя их белорусские коллеги, если можно проголосовать ногами?

“По сути, это просто информационные помойки, которые уже были замечены в репостах госпропаганды, Воскресенского или рекламе пролукашенковских каналов”, обрушивается на конкурентов блогер. Чуть позже подъезжают скриншоты — многие действительно делали репост из канала “Круглого стола демократических сил”.

Мотолько обращает внимание и на то, что некоторые каналы выставлены на продажу. В число “помоек” попали каналы с броскими названиями: “Беларусь онлайн”, “Беларусь в шоке!”, “Говорит Беларусь”, “Беларусь Поймёт”, “Инсайдер”, “Хитрый Коля”. 

Инициативу блогера поддержали репостом крупные тг-каналы — тот, который белорусские власти признали экстремистским, “Беларусь головного мозга” и другие. А администраторы каналов из списка сразу же зашевелились. Некоторые поменяли адреса, другие начали оправдываться, третьи заговорили о том, что крупные игроки вытесняют конкурентов. Разбираемся, что к чему.

Рекламируют то, за что платят

23 января, в день российских протестов в поддержку Алексея Навального, часть каналов в российском сегменте телеграма начала лестно отзываться о силовиках: “Таков был заказ. Многие каналы являются коммерческими и рекламируют то, за что платят”.

По мнению блогера, коммерческим белорусским каналам ничто не мешает отрабатывать такие же заказы и от белорусских властей. В чёрный список Мотолько попали каналы с аудиторией от 20 до 163 тысяч человек. Большинство из них появились на волне “коронахайпа”: были созданы весной 2020-го и быстро вышли в топы, штампуя посты о коронавирусе. Сейчас же они переключились на политическую повестку.

“Почти все эти ресурсы уже были замечены за рекламой сомнительных каналов (им всё равно, что рекламировать, лишь бы платили). Мало того, что никакой пользы от них для беларусов нет, так ещё и продвигают ресурсы пропагандистов. Пока — белорусских, но что им мешает кремлёвские/ватные каналы точно так же продвигать?” — считает Мотолько. 

Реакция представителей каналов из “чёрного списка” не заставила себя долго ждать. Админ тг-канала “Хитрый Коленька” (не путать с “Грустным Коленькой”) даже разместил скриншоты переписки со Степаном Путило из тг-канала-который-в-Беларуси-нельзя-называть, где попросил пояснить за публикацию. Путило не скрывает, что просто ретвитнул пост Мотолько — мол, все вопросы к нему.

Однако даже “Коленьке” есть за что предъявить

На канале сейчас 50 тысяч подписчиков. Судя по аватарке, он пытался косить под юмористический проект “Грустный Коленька” — популярный твиттер-аккаунт, который якобы ведётся от лица младшего сына Александра Лукашенко. Назвать “клон” провластным сложно: там просто без разбора перепечатываются посты из других каналов — как пропагандистских, так и оппозиционных. Посты, в которых в хвалебном ключе пересказываются заявления Юрия Воскресенского, соседствуют с постами, в которых высмеивается очередной выпуск передачи Григория Азарёнка. И нашим, и вашим!

Часть каналов из “списка Мотолько” выставлены на продажу и, видимо, дожидаются более выгодного предложения. Среди них — “Беларусь онлайн”, “Беларусь в шоке!”, “Типичная Беларусь”, “Беларусь Поймёт”, “Хитрый Коленька” и “Инсайдер”. О последнем ходят слухи, что недавно он был продан. После разоблачительного поста от канала отписались почти 6,5 тысячи аккаунтов из более чем 90 тысяч.

Некоторые из “чёрного списка” Мотолько пытаются сохранить пользователей путём переименования и “закрытия каналов” — теперь их могут читать только подписчики. Например, тот же “Инсайдер”, который оперативно поменял адрес. По информации тг-канала “Беларуский Телеграм”, ещё до недавнего времени там был оригинальный авторский контент, однако их постоянный автор ушёл:

“Они наняли безграмотного контентщика из агентства, который тупо копирует чужой контент без указания источника. Вскоре после того, как из “Инсайдера” ушёл постоянный автор, канал был выставлен на продажу”.

Отписалось 13 тысяч человек

Канал “Типичная Беларусь” тоже фигурирует среди выставленных на продажу. За время, прошедшее с публикации поста Мотолько, от него отписалось 13 тысяч аккаунтов из 186 тысяч. Впрочем, админы доказывают, что блогер зря зацепил их, а происходящее называют травлей:

“Ребятам очень хочется полной монополии в белорусском телеграме, вот они и решили все неугодные себе каналы отсеять. Свобода слова в действии”, — пишут они.

По словам админов ТБ, они действительно репостили опрос из канала Юрия Воскресенского, но быстро удалили. 

Чтобы следить за главными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы ежедневно публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно здесь.