Вы здесь

Засланный русский: как пропагандисты с RT изменили белорусские медиа

Съёмочная группа RT в Минске во время протестов / Еврорадио

Примерно три недели назад белорусская пропаганда серьёзно изменилась. Место неуклюжих “Антифейков”, после которых нужно было проводить антифейк, и одиозных экспертных комментариев о фашистах под БЧБ-флагами и натовской агрессии заняли хитрые манипулятивные видеоролики. Изменилась тональность новостей, описывающих внутриполитическую ситуацию. 

Индустрия имеет огромный размах. Дело не только в россиянах, которые приехали на смену ушедшим и бастующим сотрудникам государственных медиа. Беларусь включена в огромную пропагандистскую сеть.

Как это работает

Приведём один простой пример. На сайте “Украина.ру” 25 августа выходит статья “От “Радыё “Рацыя” до “Чёрных пауков”: инструменты медиавойны Польши против Белоруссии”. Через три дня, 28 августа, эту статью цитирует провластный пропагандистский телеграм-канал “Жёлтые сливы”. Но это только начало пути.

Статья “От “Радыё “Рацыя” до “Чёрных пауков”: инструменты медиавойны Польши против Белоруссии”

Текст статьи в программе “Контуры” на ОНТ воспроизводит Юрий Гроеров. В подводке к одному из сюжетов он слово в слово повторяет отрывки из статьи с “Украина.ру”, при этом ни в тексте, ни в телесюжете не указывая, что это цитата. Всё звучит как авторский текст.

Текст статьи в программе “Контуры” на ОНТ

Так круги от одной пропагандистской статьи охватывают белорусскую аудиторию в десятки тысяч человек. Таких статей сотни. И всем им теперь открыта дорога в Беларусь.

Россия пришла — порядок навела

С информационным суверенитетом Беларуси всё оказалось кончено в кратчайшие сроки. Повестка белорусских госСМИ оказалась целиком поглощена прокремлёвским медиаполем и нарративами.

Задержанные под Минском “вагнеровцы” и ещё 170 абстрактных минских боевиков? Забудьте. Теперь по ТВ говорят, что протесты организованы Западом по методичкам “цветных революций”. Мол, это и не протесты вовсе, а дестабилизация, которую координируют из Польши, Литвы, США и Чехии. “Мирные протесты” не являются таковыми. Людей, которые выходят на митинги, мало, это проплаченные маргиналы. Протестующие угрожают чиновникам и силовикам, а также их родственникам.

НАТО угрожающе маневрирует на западной границе, наращивает войска и может организовать военные провокации, в том числе с использованием истребителей. Польша хищно смотрит на Беларусь и хочет забрать себе Гродненскую область.

Сюжет ОНТ "В информационном пространстве разразилась война за влияние на умы белорусов"

Запад агрессивно вмешивается в белорусские внутренние дела, пытается испортить белорусско-российские отношения и создать массовые антироссийские настроения. Но независимость Беларуси возможна лишь в глубоком союзе с Россией. Она защитит Беларусь от агрессивного влияния Запада.

Информационная гуманитарка

Штрейкбрехеров с российского ТВ пригласил в Беларусь лично Александр Лукашенко: “Я попросил россиян: дайте нам две-три группы журналистов на всякий случай. Это 6 или 9 человек с самого продвинутого телевидения”.

“Самым продвинутым” оказался канал RT. Его руководитель Маргарита Симоньян.

После этого на уличных акциях в Минске стала появляться передвижная станция телеканала RT, а корреспондент этого телеканала Константин Придыбайло получил “доступ к телу”. Точнее, ко всем телам: вот он задаёт вопросы Лукашенко, а вот едет в машине с главой МВД Караевым.

Правда, на первых порах иностранные спецы по пропаганде допускали маленькие неточности. Белоруссией страну ненароком называли.

Всё началось с перепечатки материалов с сайта RT и репостов из телеграм-каналов RT в провластные ТГ-каналы. Но вскоре пропагандистский чёрно-зелёный поезд набрал обороты и понёсся во весь опор.

Теперь не только ТВ, но и официальные телеграм-каналы госСМИ снабжаются свежим контентом от RT, где “говорящие головы” рассказывают, что “протест сдулся”, а ходят туда “школьники, уставшие от власти, клоуны-крикуны и праздные зеваки”. А с улиц поступают сюжеты о “мягких задержаниях” протестующих ОМОНом.

Раньше отечественный пропагандистский продукт обходился силами местных экспертов, но сейчас на белорусском ТВ высадился российский десант. На наших каналах успел засветиться, к примеру, Владимир Корнилов — политический обозреватель МИА “Россия Сегодня”, колумнист упомянутого выше сайта “Украина.ру”.

Владимир Корнилов — политический обозреватель МИА “Россия Сегодня”, колумнист упомянутого выше сайта “Украина.ру”.

Ещё один засветившийся в эфире “апгрейднутого” ОНТ эксперт — Александр Малькевич. В 2018 году он возглавил пропагандистский проект USA Really, который считается частью “фабрики медиа” Евгения Пригожина. Вскоре после запуска издание было заблокировано в США, а Малькевичем заинтересовалось ФБР. А ещё Малькевич президент Фонда защиты национальных ценностей в России.

Александр Малькевич. В 2018 году он возглавил пропагандистский проект USA Really, который считается частью “фабрики медиа” Евгения Пригожина.

Силовики + сотрудники RT

Сотрудники российского телеканала имеют карт-бланш со стороны властей и силовиков в Беларуси. Например, 27 августа во время массовых задержаний журналистов на площади Свободы (хоть МВД и настаивает, что это было не задержание, а “доставка” в РУВД для проверки аккредитации) — сотрудников RT силовики не тронули. Их аккредитационные карты милиционерам оказалось достаточно посмотреть на месте.

Сотрудник RT Игорь Жданов, работающий сейчас в Беларуси

После этого сотрудники российского канала спокойно рассказывали про 200 митингующих на площади Свободы. И делали удобную им картинку, которую сложно опровергнуть, — ведь там не осталось журналистов.

Перед камерами RT белорусский ОМОН избегает брутальных задержаний, ограничиваясь ласковым сопровождением в автозак. После выходят сюжеты о том, как протестующих разгоняют “без применения силы”.

Фейк и искажения

26 августа сотрудник RT Игорь Жданов, работающий сейчас в Беларуси, опубликовал в своём ТГ-канале видео, на котором Нина Багинская пытается отобрать у омоновца свой бело-красно-белый флаг. Сопроводил это он комментарием: 

“Когда вам в следующий раз будут говорить, что в Беларуси силовиков не провоцируют, — показывайте им это видео. Кстати, её так и не задержали — в автозак уводили только мужчин”.

Нине Багинской 73 года. На фоне двухметровых бойцов ОМОНа она выглядит крошечной. Провокатор из неё так себе — скорее, так можно назвать омоновца, сорвавшего флаг с её древка. Так что дальнейшие события вырваны из контекста. Но, к счастью, есть полное видео произошедшего.

Полное видео с Ниной Багинской и ОМОНом

И это не первый раз, когда российские специалисты выбирают такие топорные методы пропаганды. 21 августа на “Беларусь 1” выходит сюжет, в котором Мария Колесникова уезжает с митинга в Жлобине под крики людей “Уходи”, адресованные якобы ей. Но если посмотреть оригинал видеозаписи, выясняется, что люди советовали уходить не Колесниковой, а Александру Лукашенко.

А ещё был ролик, в котором российские врачи (среди них даже бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко) отговаривают белорусских коллег от забастовки. Мол, врачи просто не имеют права бастовать, ведь от их работы зависят жизни людей. Но белорусские врачи и не собирались объявлять забастовку! Они выходят лишь на короткие акции протеста и цепи солидарности. А после просмотра ролика в голове остаётся мысль, что протестующие белорусские врачи нарушают профессиональную этику.

Нивелирование протестной активности

Вторую неделю по всей Беларуси проводятся митинги в поддержку Лукашенко — с лозунгами “Любимую не отдадим” и “За Батьку!”. Батькой Лукашенко до этого лета называли исключительно в России. А сами митинги в интернете называют “лутингами” — по аналогии с “путингами” — митингами бюджетников в поддержку Владимира Путина.

Собственно, само название этих митингов говорит о “российском следе”. “Батька” в отношении Лукашенко перестал звучать из уст белорусов уже лет этак двадцать. Зато в других странах — и в России в первую очередь — его так продолжают называть.

Основная идея пропагандистских сюжетов сейчас — это не утверждение победы Лукашенко на выборах, а попытка убедить белорусов, что протест выдохся, слился и захлебнулся. Цель такого нарратива проста — демотивировать людей. Чтобы прекратилось сопротивление, чтобы противники Лукашенко снова разобщились и забыли о солидарности.

Задача такой пропаганды в том, чтобы люди прекратили сопротивление, переругались и засомневались в себе. И поверили, что ничего нельзя изменить — не стоит даже и пытаться.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.