Российская пропаганда создала сеть сайтов-зеркал для обхода блокировок в Европе

В Европе "запрещена" российская пропаганда, но ей никто не противодействует / коллаж Влада Рубанова, Еврорадио
В Европе "запрещена" российская пропаганда, но ей никто не противодействует / коллаж Влада Рубанова, Еврорадио

Россия почти полтора десятилетия наращивает свою "мягкую силу" за рубежом — вернее, сеть пропаганды. Рупорами здесь являются телеканалы RT и порталы Sputnik, которые работают на все ключевые европейские страны, а также США, Канаду, Японию, Латинскую Америку и Африку. После начала полномасштабного вторжения России в Украину проекты было решено заблокировать на территории ЕС — власти ограничили доступы к сайтам с дезинформацией, а позже сделали невозможной работу связанных с проектами юрлиц.

Но пропагандистские ресурсы по-прежнему работают и получают свою аудиторию в Европе. Рассказываем, как им это удаётся.
 

Совпадение? Не думаем

Ещё до начала новой фазы войны, в 2021-м, государственные российские медиапроекты начали готовиться к возможной работе из "подполья". Вопросы у властей уже появлялись и к "Спутникам", и к RT, поэтому искать обходные пути они начали давно. Например, после блокировки "Спутника" в Эстонии там в 2021-м появилось якобы независимое медиа Sputnik Meedia под руководством тех же людей, с тем же дизайном и той же повесткой. Были и попытки обойти национальные санкции в Латвии.

Российская пропаганда создала сеть сайтов-зеркал для обхода блокировок в Европе

В апреле 2022-го появилось "зеркало" и для немецкоязычного портала RT. Регистрационные данные, в отличие от англоязычной, скрыты, но портал не пытается прятать свою связь с российским иновещанием. Вскоре появилось и "зеркало" для немецкого Sputnik, но под другим названием — SNA (то есть Sputnik News Agency), с тем же контентом и дизайном. И доступный на территории ЕС.

В раскрутке немецкоязычных RT и Sputnik помогают аффилированные проекты — например, портал "Anti Spiegel" с посещаемостью в 1,7 миллиона в месяц и радио "Kontrafunk", которое официально с Россией никак не связано, но там работают многие бывшие сотрудники RT Deutsch, а руководит всем активист симпатизирующей России ультраправой партии "Альтернатива для Германии". Чтобы понять контент таких проектов, достаточно посмотреть последние выпуски. "… квир-идеология использует гомосексуалов в политических целях", — предупреждает Kontrafunk и предлагает обсуждать все минусы европейской политики.

Российская пропаганда создала сеть сайтов-зеркал для обхода блокировок в Европе

Несколько простых манипуляций позволяют сохранять присутствие на разных площадках, например, в TikTok, где официальные аккаунты "Спутника" блокировались. Кроме того, все — и "зеркала", и "новые проекты" российских пропагандистов — доступны в сервисах Google, благодаря чему получают новую аудиторию.

Получается, формально решение об ограничении российской сети дезинформации в Европе действительно выполнено. Но только формально. 

Flowers Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции