"НЕНАВИДИМ ВСЕХ!"
Их портреты висят в милиции. Стадионам они объявили бойкот, потому что не хотят смотреть футбол под конвоем. Чем живут ультрас в Беларуси и Польше?
Почти у всех футбольных клубов Беларуси есть фанаты. Фандвижи отличаются по численности и идеологии и поделены на "фирмы" и группировки. Подавляющее большинство фанатов придерживаются правых взглядов. Раньше об этом открыто говорили фаны минского "Динамо". Есть и антифашисты — их меньшинство. Главными левыми фанатами в стране были ультрас "Партизана", которые вели активное противостояние с "динамиками". Теперь клуба "Пратизан" нету, а фанатская группировка осталась.
Такое теперь на трибунах в Беларуси можно увидеть редко. Фото: belultras.by
Фанатские группировки не только делали красивое шоу на стадионах, но и враждовали — с гопниками, как с представителями другой субкультуры, и между собой. Это могла быть вражда между командами из одного города (минские "Торпедо" и "Динамо"), или из-за взглядов (правое "Динамо" и левый "Партизан"), или просто территориально (Могилёв и Минск).

Из-за этого матчи между командами были жёсткими с обилием словесных пикировок и околофутбола до игр и после. Сейчас ничего этого нет. Фанатизм почти полностью заглушен и загнан в подполье, как советский рок в своё время. "Еврорадио" рассказывает историю о том, как власть преследует фанатов и как это отражается на фанатском движении.
Первые организованные фанатские группы в Беларуси появились в 1981 году, когда болельщики минского "Динамо" стали собираться на одном секторе и активно поддерживать команду. Сперва их было несколько человек, но постепенно становилось всё больше и больше. Уже осенью 1984-го выездной матч в Вильне посетило 800 человек. Цифра внушительная даже для современной Беларуси. Однако с развалом СССР фанатское движение пришло в упадок. Людям, поездившим по огромной стране и видевшим Питер и Тбилиси, стало неинтересно гонять по маленьким белорусским городам типа Речицы или Бобруйска. На несколько лет фанатское движение в Беларуси угасло. Вплоть до 1995 года за минское "Динамо" активно "каталось" человек пять-шесть. Постепенно подрастала молодёжь, и фанатов стало больше. И уже в 1998-м на выезде в Молодечно их было сто человек. К тому моменту фанатизм обрёл вторую силу: фанаты появлялись у каждого клуба.
Болельщики борисовского "БАТЭ" и брестского "Динамо" на финале Кубка Беларуси
"Фанатизм в конце 90-х и в начале нулевых — это что-то интересное и необычное, — говорит журналист канала "Белсат" Дмитрий Мицкевич, знакомый с фанатской культурой не понаслышке. — Романтическое время путешественников: выезды, драки и алкоголь. Фанат в те времена — это скинхед. Тяжёлые сапоги — "Камелоты" или "Стилы", закатанные джинсы, клетчатая сорочка и "бомбер", который можно было вывернуть оранжевой стороной, чтобы смотрелось супер. И никакого ЗОЖ (здоровый образ жизни. — прим.). Алкогольный угар и трэш, нарушение правопорядка — всё было потому, что так хочется. Люди просто кайфовали. Классика жанра — стихийные драки. Приезжаешь в чужой город и ищешь противника, чтобы начистить друг другу лицо. Были драки и по предварительной договорённости. Обычно где-то в лесу. Там было всё честно: без подручных средств, с равными составами. Но это выяснение, кто сильнее — больше спорт, чем фанатизм".

На большинство фанатских выходок милиционеры тогда реагировали спокойно. Конфликты старались пресекать, но не зверствовали. Однако вскоре отношение к фанатам изменилось и контроль за их поведением стал более жёстким. Милиция начала переписывать личные данные фанатов, встречать их на вокзалах и под конвоем проводить или на стадионы, или в участки. А после игр под конвоем отправляли обратно на вокзалы, давая минимум свободы передвижения. Попытки подраться или похулиганить жёстко пресекались.

После Майдана в Украине в 2014-м году гайки закрутили по максимуму. Вполне возможно, что началось всё в январе того же года, когда 23 фанаты Борисовского БАТЭ сфотографировались в знак солидарности с Украиной. Силовики устроили на них охоту, составили протоколы и отправили на "сутки". Дальше события развивались по накатанной: фанатов принялись вызывать в милицию, а дома проводить обыски. Причём касалось это не только лидеров движений, но и рядовых ультрас. Ужесточился и досмотр на стадионах.
Даже закрытые лица не спасли. Некоторых фанатов с этого снимка вычислили и посадили на "сутки".
Фото: belultras.by
Фанаты в СМИ выставлялись чуть ли не главными правонарушителями. Некоторые новости о совершённых правонарушениях подавались прессой так, что на первый план выходила принадлежность к субкультуре обвиняемого (Футбольного фаната из Лиды осудили за вымогательство).

Не стало и "околофутбола". Попытки кулаками выяснить, кто из фанатов сильнее, карались жёстко. И сроки, которые давали суды, были жёсткие. Например, в 2015 году за драку в метро одному из участников, фанату столичного "Динамо", дали 10 лет колонии. А в 2016-м фанатам "Партизана", подравшимся в троллейбусе с фанатами "Торпедо" и разбившими там окно, дали от 4 до 12 лет колонии. Это при том, что "автозаводцы" отказались от претензий (так обычно происходит всегда после фанатских драк), а ущерб троллейбусному парку составил 28 рублей (14 долларов).

Самая резонансная история произошла с фанатом "Динамо" Виталием "Пумой". В октябре 2016-го у него провели обыск, изъяли компьютерную технику и мобильный телефон. Вскоре всё вернули, не найдя ничего противозаконного. А через месяц провели повторный обыск, поместили в СИЗО и обвинили в изготовлении и распространении порнографических материалов (Ст. 343 УК РБ).

По словам фанатов, вменили Виталию размещение в 2011 году в разделе "видеозаписи" социальной сети "Вконтакте" рекламы презервативов — ролика, ставшего призёром Международного Каннского Фестиваля рекламы в 2010-м. В ноябре 2016 года судебные эксперты признали его порнографическим. Чуть позже к обвинению "Пумы" добавилась и статья 130 УК РБ (Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды и розни). В итоге фаната осудили на 2,4 года лишения свободы.

В знак протеста динамовские фаны решили бойкотировать все матчи в Беларуси (бойкот продолжается до сих пор) и запустили акцию солидарности. Неравнодушные фанаты подхватили лозунг #FreePuma как в Беларуси, так и за её пределами. Бойкот же существенно подкосил фанатское движение в Минске. Некогда самый мощный движ страны сейчас почти зачах.
"Динамо-Брест" победило "БАТЭ" в финале Кубка Беларуси со счетом 3:2
Говорить об отношениях с властью фанаты (не только "Динамо") опасаются, потому что "будут проблемы". Фанаты боятся реакции сотрудников МВД на публичные высказывания об их политике в отношении ультрас, говорят: "От нас только отстали", и признаются, что не хотят эту тему ворошить. Даже анонимно, мол "наши портреты висят на стене в ГУБОПиКе (Главное управление по борьбе с организованной преступность и коррупцией), и нас вычислят даже анонимно". По этой же причине не случилось глобальной консолидации фанатов в стране.

"Если будешь что-то говорить или делать, можешь просто ухудшить своё положение, — отмечает Дмитрий Мицкевич. — Я не вижу, в какой форме движения могут объединиться и что могут сделать. Массовый митинг? Мы прекрасно понимаем, что всё закончится массовыми репрессиями и посадками. И по этим причинам никто бы на митинг не пришёл. Сейчас в стране только единственное фанатское движение, о котором не стыдно говорить — брестское. В остальном — всё очень печально. Движение переживает нелёгкие времена. Всё, что фанаты теперь могут делать, — перфомансы. Но и с ними не всё так просто. Нужно постоянно просить разрешения: у милиции, у директора стадиона, у дяди Васи... у кого угодно".

Не особо помогают исправить ситуацию и периодические встречи между представителями силовых структур и фанатов. Диалога не получается. Болельщики просят ослабить хватку. Милиционеры отказываются. Один итог давления есть. Среди фанатов почти не осталось вражды. Даже между непримиримыми. Например, вместе с Виталием "Пумой" в одной тюрьме сидят и фанаты "Партизана".
Зацепились на мосту
"Они не шли на матч, они шли, чтобы специально зацепить российских болельщиков".
"Приехали парни из России — так устроим им приключение! — по такому принципу это происходило", — говорит редактор футбольного отдела крупнейшего спортивного польского портала sport.pl Кацпер Сосновский, вспоминая драку между польскими и российскими болельщиками в Варшаве во время Евро 2012.
12 июня 2012 года, как описывал произошедшее один из очевидцев драки на сайте natemat.pl, значительная часть российских болельщиков, которые собирались пройти по мосту Понятовского до Национального стадиона в Варшаве, "вели себя мирно. Но, к сожалению, немногочисленные хулиганы выполнили свою функцию".

В марше участвовало около 3 тыс. человек. Автор материала пишет, что всё началось с того, что российские болельщики избили польского. Польская полиция впоследствии заявляла, что виноваты были как польские, так и российские хулиганы. В результате столкновений было задержано около 50 человек. 11 было ранено.

Как полагает Кацпер Сосновский, "они (польские болельщики. — Еврорадио) не шли на матч, они шли, чтобы специально зацепить российских болельщиков".

"Между Польшей и Россией нет большой любви, ну и между болельщиками — тоже её нет. Когда "Легия" (Legia Warszawa — крупнейший польский футбольный клуб. — Еврорадио) ездила на матчи в Москву, то это всегда были матчи повышенного риска, поскольку они несли с собой много эмоций вне спорта".
Полиция задерживает активных участников драки в Варшаве 12 июня 2012 года
По оценкам футбольного обозревателя sport.pl, среди польских фанатов, входящих в клубы болельщиков, есть категория так называемых "клубных бойцов", которые используют каждую возможность, чтобы создать конфликт. Но это происходит не только с россиянами, можно вспомнить драки между польскими и литовскими болельщиками. И, "российские болельщики — тоже достаточно специфические и не самые простые".

Считается, что российские "ультрас" с точки зрения организованности находятся на первом месте в Восточной Европе, по сравнению с болельщиками других стран. На втором — польские. Сосновский с сомнением относится к этому рейтингу, и предпочитает говорить об выразительности, как тех, так и других "ультрас".

Польские болельщики очень заметны. И заметны не только в Восточной Европе, но и Западной, в том числе, с позитивной точки зрения. Например, болельщики "Леха" (Lech Poznań. — футбольный клуб города Познань) известны в Европе своим специфическим перфомансом: они поворачиваются спиной к стадиону и начинают прыгать. Это даже получило название в Европе: "let's to the Poznan!". "Лех" тогда играл с Манчестер Сити и устроил этот движ. Европа его запомнила и начала повторять.
Перед Чемпионатом мира по футболу в России не стоит беспокоиться, говорит Кацпер Сосновский:

"Я был бы спокоен в отношении возможных конфликтов между польскими и российскими болельщиками. Те, кто поедут на матчи в Москву, Казань, Волгоград — это будут состоятельные, и, скажем так, нормальные люди. Потому что такую поездку не каждый себе позволит. Может, конечно, поехать и другая категория болельщиков: поехать на самом дешёвом поезде или на машине. Приехать, сесть в баре, смотреть футбол по телевизору, а потом искать приключений. Но я сомневаюсь. Всё-таки это далеко".
"Ненавидим всех!"
Связаться с лидерами польских "кибицов" (kibic — болельщик по-польски. — Еврорадио) не удалось. Отказались говорить и представители фанатских сайтов, без объяснения причин.

В польских СМИ довольно предвзятая информация о польских "кибицах". Например, в 2007 году в крупном польском еженедельнике Wprost вышла статья под названием "Лига гангстеров". Там фанатов назвали едва ли не преступными группировками, которые тренируют бывшие полицейские. Редактор футбольного отдела крупнейшего польского ресурса sport.pl Кацпер Сосновский говорит, что польские футбольные болельщики не любят СМИ.

— Почему польские болельщики не общаются с прессой?

— В Польше болельщики не любят СМИ. А к некоторым изданиям, скажем так, выражают открытую неприязнь, вплоть до того, что выражают её на транспарантах. Я как-то писал статью об одном болельщике, которому запретили входить на стадион, потому что он якобы занял не своё место. Но этот болельщик был лидером перформанса — он разогревал движ в месте, которое специально отведено для него на трибуне. Я написал статью о том, что этот болельщик не нарушал правил поведения на стадионе. И, конечно, хотел поговорить с самим этим человеком, но мне в довольно вежливой форме было отказано, потому что я работаю на sport.pl. А этот портал принадлежит группе Agora, в которую также входит одна из крупнейших ежедневных газет Польши Gazeta Wyborcza. (Gazeta Wyborcza была создана в 1989 г. во времена демократических перемен в стране и до сих пор является главным польским СМИ либерально-демократического направления. — Еврорадио).

— Польские болельщики, если оценить то, что они пишут на форумах и даже на официальных страницах своих объединений, как например, SKLW, более чем однозначно критикуют Gazeta Wyborcza и всё, что связано с либерально-демократической идеологией.

— Именно. И хотя я не имею никакого отношения к Gazeta Wyborcza, у наших изданий просто один и тот же издатель — тем не менее, со мной отказались разговаривать.

Для того, чтобы понять, почему они не общаются с прессой, я приведу вам один пример. Когда-то на одном из матчей варшавской "Легии" появился огромный транспарант: "Ненавидим всех!". Мне кажется, этот лозунг очень точно выражает специфику сообщества болельщиков. Это такая герметичная группа, в которой общаются и доверяют только друг другу. Всё, снаружи — подозрительное, плохое, и им просто не интересно.
— Хорошо, а как тогда складываются отношения с футбольными клубами?

— Ультрас сотрудничают с футбольными клубами. Представители клубов болельщиков регулярно встречаются с президентами футбольных клубов, с руководителями отделов безопасности клубов. Болельщики в принципе отказываются с кем-либо сотрудничать, но с клубами вынуждены это делать.

Футбольные клубы сдают в аренду клубам болельщиков помещения. Они используются для разного рода собраний, для хранения флагов и т.д. И как бы всё, что делают болельщики на стадионе, контролируется. Но у меня такое впечатление, что это контроль только на словах. Как болельщики ухитряются пронести на стадион столько пиротехники, дымовых шашек? На матче Гдыни и Познани было внесено около тысячи шашек. Охрана стадиона говорила, что около двух тысяч штук было найдено у болельщиков перед входом на стадион. Но около тысячи было пронесено!

Я думаю, что не одинок в своём мнении, мои коллеги-журналисты и президенты футбольных клубов скажут то же самое. Чтобы обеспечить зрелищность матча, чтобы 90 минут на трибунах длилось шоу с песнями, аплодисментами, клубы не совсем заинтересованы в том, чтобы какие-то вещи контролировать. В конце концов, клубы благодаря этому имеют "интерес" — полный стадион.

Около 10 лет назад у болельщиков "Легии" был конфликт с владельцами футбольного клуба. Причина — поведение болельщиков на матче. Владельцы клуба хотели добиться иного поведения, они хотели прекратить драки на стадионах и потому часто запрещали болельщикам присутствовать на матчах. Наиболее активные болельщики стали бойкотировать матчи "Легии". А те, кто ходил, кричали владельцам "Легии": "ITI spierdalaj !" ("Spierdalaj" — сваливай, ITI — компания, владевшая "Легией" в 2004-2014 гг. — Еврорадио). Этот лозунг в течение матча звучал даже не десятки раз, а сотни. Ну и, конечно, посещаемость стадиона варшавской "Легии" резко упала.

Насколько острым был конфликт между владельцами клуба и болельщиками, можно судить по ситуации на одном из матчей "Легии" в 2010 году: спикер попросил о минуте молчания в память о смерти одного из создателей ITI Яна Вейхерта. И тогда лидер болельщиков "Легии" начал скандировать, и вслед за ним все стали повторять: "Ещё один! Ещё один!". Фактически, это было требование смерти для ещё одного владельца ITI и президента Легии Марьюша Вальтера. Понятно, им нужны были новые власти клуба, с которыми можно было бы договориться и делать всё, что они захотят.
Футбольный болельщик пропускает горелку после матча чемпионата Польши между Легией Варшавой и Лехом Познанью в Познани
Фото: Reuters
— Чем закончилась история?

— Была вызвана полиция и его просто вытащили с трибуны. Откровенно говоря, я больше не могу себе припомнить другой такой ситуации, чтобы человек был выдворен с матча. И вообще не могу припомнить, чтобы был такой острый конфликт между болельщиками и владельцами клуба

— Как разрешился конфликт?

— Владельцы продали клуб. А потом пришли новые владельцы и постепенно сотрудничество с болельщиками вернулось на свои места. Я не знаю, можно ли в данном контексте использовать слово "помогать", но клуб соглашается с их поведением на трибунах. И получается, что на использование пиротехники на матчах в Польше как бы есть тихое разрешение.

— На одном из фанатских сайтов размещена статья о том, что у болельщиков отбирают свободу всякими ограничительными мерами, от введения "карты болельщика" до запретов присутствия на матче. У польских болельщиков мало свободы?

— Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если дымовая шашка взрывается на другой трибуне, она мне не мешает. Но если шашка летает у меня над головой, если меня всего облили пивом, если я вижу, что болельщики начинают растаскивать турникеты, чтобы перейти в другой сектор, это уже начинает мешать моей свободе. Да, в Польше есть тихое разрешение на использование пиротехники во время матчей, но это делается так: болельщики зажигают шашку и сразу гасят её. И всё спокойно. Но среди болельщиков всегда найдётся десяток-два людей, которые ведут себя иначе. Иногда это решение клуба, чтобы прервать матч: всё, мол, начинаем!

Но я бы говорил не только о негативных вещах. Ту же "Легию" Европа знает, в том числе, благодаря удивительным оформлениям трибун. Вспомним хотя бы дискуссии с УЕФА и флаг со свиньёй, который развернули на всю трибуну болельщики "Легии".
Из-за того флага UEFA наложила на "Легию" штраф в размере 35 тыс. евро (Фото: Reuters)
Среди болельщиков есть не только лысые парни в спортивных штанах.

— Какие взгляды у польских ультрас?

— Если бы вы спросили, какую политическую партию они поддерживают, они бы вам ответили, что наплевали бы на тех и других. Они сами себя считают политиками. Болельщики не относятся к категории вежливого сообщества, которое можно подчинить какой-то статье закона. Им скажешь, что чего-то нельзя делать, они ответят: "Как это нельзя?! А мы хотим! Потому что мы любим футбол, и потому можем всё!".

Они всё это делают во имя каких-то собственных представлений и идеалов. Болельщики часто поют: "Легия — это мы!". Не футболисты, а они, болельщики. Футболисты часто меняют клубы, меняются владельцы клубов, но болельщики остаются, они не меняются.
Made on
Tilda